Профилактика суицидов у несовершеннолетних. Алгоритм действий

Известный факт: подростковые суициды, в большинстве случаев, совершаются на высоте аффекта. От внимательного отношения и грамотного реагирования окружающих (родителей, педагогов, сверстников, медицинских работников) зависит, реализует или остановит свой суицидальный план подросток.

Случаям суицида предшествуют изменения поведения.

Сравнительная характеристика изменений поведения у разных возрастных групп

Дети

Подростки

Печальное настроение

Печальное настроение

Потеря свойственной детям энергии

Чувство скуки

Внешние проявления печали

Чувство усталости

Нарушения сна

Нарушения сна

Соматические жалобы

Соматические жалобы

Изменение аппетита или веса

Неусидчивость, беспокойство

Ухудшение успеваемости

Фиксация внимания на мелочах

Снижение интереса к обучению

Чрезмерная эмоциональность

Страх неудачи

Замкнутость

Чувство неполноценности

Рассеянность внимания

Негативная оценка

Агрессивное поведение

Постоянное чувство вины

Непослушание

Повышенная чувствительность к средовым воздействиям,сужение зоны комфорта

Склонность к бунту

Чрезмерная самокритичность

Злоупотребление алкоголем и наркотиками

Снижение общительности

Низкая успеваемость

Агрессивные действия

Прогулы в школе

Состоянию высокого суицидального риска соответствует следующее:

- устойчивые фантазии о смерти, невербальные «знаки», мысли, прямые или косвенные высказывания о самоповреждении или самоубийстве;

- состояние депрессии;

- проявления чувства вины /тяжёлого стыда /обиды /сильного страха;

- высокий уровень безнадёжности в высказываниях;

- заметная импульсивность в поведении;

- факт недавнего/текущего кризиса/утраты;

- эмоционально-когнитивная фиксация на кризисной ситуации, объекте утраты;

- выраженное физическое или психическое страдание (болевой синдром, «душевная боль»);

- отсутствие социально-психологической поддержки / «не принимающее» подростка окружение.

- нежелание подростка принимать помощь / недоступность терапевтическим интервенциям /сожаления о том, что «еще жив».

Наличие хотя бы одного из вышеперечисленных состояний свидетельствует о высокой вероятности совершения суицидальной попытки.

Алгоритм действий при контакте с ребенком-суицидентом в различных психологических ситуациях: 

А. При наличии признаков психических нарушений (бреда, галлюцинаций, психомоторного возбуждения).

К основным признакам бреда относятся ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить (пример: «Я должен выброситься из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я избран для великой миссии», «Я инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу ...»).

Галлюцинации характеризуются тем, что пострадавший переживает ощущение присутствия воображаемых объектов, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств (слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и прочее).

В данной ситуации требуется:

1. Сообщить родителям и вызвать бригаду скорой психиатрической помощи.
2. До прибытия специалистов следить за тем, чтобы ребенок не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного.
3. Говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего (изменить его бредовую направленность или доказать отсутствие галлюцинаций) невозможно.

При наличии психомоторного возбуждения (потеря способности логически мыслить и принимать решения, ребенок становится похожим на животное, мечущееся в клетке: движения резкие, речь ненормально громкая, не реагирует на замечания и просьбы) действия следующие:

1. Используйте прием «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки ему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
2. Изолируйте от других людей.
3. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?»).
4. Не спорьте, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям, например: «Не беги -стой», «Не размахивай руками - опусти руки», «Не кричи - говори тише»). .      Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Агрессия — один из непроизвольных способов, которым организм человека «пытается» снизить высокое внутреннее напряжение. Проявление злобы или агрессии может сохраняться достаточно длительное время.

В данной ситуации:

1. Сведите к минимуму количество окружающих (но не оставайтесь с ним один на один).
2. Дайте возможность «выпустить пар» (например, выговориться или «избить» диван, стул).
3. Демонстрируйте благожелательность. Даже если вы не согласны с ребенком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессивное поведение будет направлено на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Следует сказать: «Ты ужасно злишься, тебе хочется все разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации».
4. Не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Б. При наличии признаков психологического дискомфорта (плача, истерики). Плач с суицидальными высказываниями.

В данной ситуации:

1. He оставляйте его одного.

2. Установите с ним физический контакт (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо). Дайте ему почувствовать, что вы рядом.

3. Применяйте приемы «активного слушания» (они помогут ребенку выплеснуть свое горе): говорите о своих и его чувствах.

4. Не старайтесь успокоить ребенка. Дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя горе, страх, обиду.

5. Задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача — выслушать.

Истерический припадок (длится от нескольких минут до несколько часов). Основные признаки: сохраняется сознание, чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы, речь эмоционально насыщенная, быстрая, крики, рыдания.

В данной ситуации:

1. Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребенком наедине, если это не опасно для вас.

2. Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощечину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко на него крикнуть).

3. Говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

4. После истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей или медработника наблюдайте за его состоянием.

5. Не потакайте его желаниям. При контакте с суицидальным подростком следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

В. В ситуациях подозрения на суицидальное поведение

Особенности коммуникации:

- сохранять понимающую и вежливую позицию;

- дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;

- принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;

- принять то, что суицид - это не игра и не беспомощная попытка привлечь к себе внимание; иначе говоря, к суициду нужно относиться серьезно;

- говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;

- учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;

- избегать моральных оценок и директивного тона в беседе;

- проявлять уважение к мнению и ценностям собеседника;

- избегать невыполнимых обязательств;

- иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально конкретные);

- избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.

Часто подростки высказывают свою удовлетворенность беседой, что усыпляет бдительность окружающих. Следует помнить, что суицидальные мысли могут легко возвращаться в течение нескольких дней или часов. В конце беседы следует проигрывать поведение подростка в будущих кризисных ситуациях или неразрешенной текущей. . Если вы чувствуете, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы можете сделать для себя, это не заниматься этим один на один. Пусть в это будут вовлечены другие люди (родители, родственники, специалисты службы охраны психического здоровья - детские психиатры, психотерапевты, психологи). Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов ребенка и показана:

- во всех случаях повторных суицидных попыток;

- при наличии психических расстройств;

- при наличии высокого риска суицидных действий;

- устойчивых мыслей о самоубийстве;

- высоком уровне решимости умереть в ближайшем будущем (в течение ближайших часов или дней);

- существовании плана, в котором используется насильственный и высоко летальный метод;

- беспокойстве или панике;

- неблагоприятной семейной ситуации.

Берегите детей!

Прокопенко И.В, врач-психотерапевт  ГОДКБ.

Полезная информация